По материалам "Социальной газеты": Осторожно: мошенники! Разбираемся, как не стать жертвой телефонного обмана

Осторожно: мошенники!

Мобильный аферизм

Разбираемся, как не стать жертвой телефонного обмана

Мошенничество – это завладение чужим имуществом путем обмана. По сути, то же воровство. Разница лишь в том, что обворовать человека удается по причине излишней доверчивости пострадавшего. В прошлом номере «Социалки» от 20 октября 2018 года мы писали, как разоблачить лжекоммунальщиков. Сегодня же расскажем о наиболее распространенных схемах телефонного мошенничества и о том, как себя вести, чтобы не попасть на удочку позвонивших вам аферистов.

«Мама, я попал в беду!..»

Один из самых распространенных «сценариев», по которому действуют телефонные аферисты, - это просьба о помощи от лица друзей или родственников. Иногда мошенники представляются сотрудниками полиции или прокуратуры. Например, потенциальной жертве сообщают, что кто-то из его близких стал участником ДТП с тяжелыми последствиями, и, чтобы избежать судебной ответственности, требуется передать некую денежную сумму.

Интересно, кто звонил?

Еще один возможный вариант. Вам звонят с незнакомого номера, но звонок резко обрывается или сбрасывается после дозвона. Вам интересно узнать, кто звонил: мало ли, вдруг случилось что-то важное? Но при попытке перезвонить абонент получает в ответ длинные гудки или «общается» с включенным автоответчиком. В этом случае звонок платный, и деньги со счета владельца мобильника переходят на счет злоумышленника.

«Проблемы» с банковской картой

На ваш телефон приходит СМС от «банка» или звонит мошенник, представляясь его сотрудником, и информирует о том, что якобы ваша банковская карта заблокирована или у вас имеется

задолженность по взятому кредиту. Владельцу телефона мошенник предлагает связаться с оператором «банка». Те, кто решается перезвонить, попадают на платный номер. Но будет еще хуже, если вы по просьбе позвонившего псевдосотрудника банка сообщите ему свои персональные данные: номер карты, её пин-код, пароль от «Личного кабинета» и прочую информацию, которую необходимо держать в строгом секрете и никому не передавать.

Код доступа

Новый вид мошенничества стал распространяться с появлением интернет-магазинов, где можно оплатить выбранный товар с помощью банковской карты, введя код, присланный на мобильный телефон. Если вам пришло СМС с кодом доступа, а вы ничего в Интернете не покупали и покупать не собирались, то вполне возможно, что вас хотят обмануть. Так что если следом раздастся телефонный звонок, не удивляйтесь. Аферист начнет говорить, что код пришел вам по ошибке, и попросит вас его назвать. Ни в коем случае этого не делайте.

Как реагировать на попытки вас обмануть?

Вот несколько практических советов от сотрудников правоохранительных органов, которые помогут вам, уважаемые читатели, избежать неприятностей и остаться при деньгах.

* Если вам однажды позвонит по телефону незнакомый человек и сообщит неприятную новость о том, что кто-то из ваших близких попал в беду, то для начала постарайтесь успокоиться. Не принимайте решение сразу. Лучше скажите звонящему, что вам необходимо время, чтобы всё обдумать.

* Прежде чем реагировать на СМС-сообщение или на звонок от «родственника» или «друга», попытайтесь дозвониться человеку, от имени которого вас просят помочь.

* Никогда и никому не сообщайте свои персональные данные или любую другую конфиденциальную информацию: пин-код банковской карты, номер счета, логин и пароль от страниц в социальных сетях.

* Задавайте встречные вопросы. Если звонящий представляется сотрудником полиции, банка или врачом из поликлиники, страховым агентом, первое, что нужно сделать, - это побольше узнать о собеседнике. Простые вопросы (например, попросить назвать фамилию и должность, номер отделения полиции или банка, где он работает, контактные данные руководителя организации и прочее) настоящего сотрудника не смутят, а мошенников заставят занервничать.

Где искать помощи?  

Лучший способ обезопасить себя – игнорировать подозрительные звонки и СМС-сообщения. Если все же вы попались на удочку мошенников, немедленно обращайтесь в полицию по телефонам 02 или 102 или напишите заявление в ближайшем отделении.

В заявлении подробно опишите все обстоятельства: когда и с какого номера телефона с вами связались, кто звонил, как представился, о чем просил. Также необходимо передать информацию о случившемся вашему оператору сотовой связи – у каждого из них есть абонентская служба или служба технической поддержки.

По словам сотрудников правоохранительных органов, если абонент уже совершил перевод денежной суммы мошенникам внутри одной мобильной сети, то при быстром обращении к оператору шанс вернуть свои деньги есть. Для этого нужно подать в абонентский отдел заявление о возврате списанной суммы. Но если номер мошенника принадлежал другому оператору, то, увы, вернуть деньги невозможно.

 "Социальная газета"

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2019, МВД России